Derzik (derzik) wrote,
derzik

Чегемские водопады

Чегемские водопады.

Купила билет на экскурсию к Замку Любви, но перед отъездом выяснилось, что туда недобор, пришлось срочно менять билет на экскурсию к Чегемским водопадам в Кабардино-Балкарию. Не видать мне любви-и-и...

Бесконечные саженцы яблонь. Их сверху накрывают прочной сеткой от града.

Очень актуально. Подобные лозунги видела еще в двух местах на Кавказе.

Деревня Нижний Чегем.

Верхний Чегем. Очень живописное местечко.

Чегемское ущелье.
Слово "Чегем" в переводе означает "Земля сломалась". По легенде богатырь Карашауай решил проверить силу своего коня, и пробил огромную дыру в скале, которая и превратилась в Чегемское ущелье.

Пока мы ехали, экскурсовод предупредила, что там практически всегда идет дождь. Но нам повезло, к нашему приезду выглянуло солнце.

На этом месте бывает камнепад, особенно в дождливую погоду.

Машины, несмотря на наличие туристов на дороге, проезжали на предельной скорости, мы еле успевали отскакивать от них. Пешеходная дорога была только малую часть пути.

Скалы поражают воображение, хотелось ими любоваться, закинув голову, но экскурсовод потарапливала нас.

Ощущение, что попала в непролазные джунгли.

По дну теснины протекает бурная река Чегем. Она и дала название ущелью и водопадам.

Первый водопад Сакал-туп, который мы увидели.

Река Чегем подапливает грунт и размывает дорогу. Местные не успевают каждый раз восстанавливать дороги.

Недавно река Чегем снова размыла часть дороги.

Экскурсовод подошла ко мне, фотографирующей все подряд и сказала: "Давай я тебя сфотографирую? Или у тебя фотоаппарат сломался?" Я удивилась: "Работает фотик". Она меня сфотографировала. А вечером, уже в хостеле, не смогла включить фотоаппарат - объектив сломался. Сглазила?
Назавтра объектив в сервисе починить не смогли, к счастью, с собой был запасной "портретник".

Хотелось попасть на ту сторону реки, но времени было очень мало. На будущее, сюда лучше приезжать на личном транспорте, чтобы все не спеша осмотреть.

На этом месте проходили съемки фильма "Земля Санникова".

Сверху, над Чегемскими водопадами, нет ни рек, ни озера. Внутри скал находится талая ледниковая вода, она и бьет прямо из стены ущелья, образуя трещины и отверстия разных размеров в скале. Это не тяжелый массивный поток, это легкие, невесомые струи. Легкое дуновение ветра превращает их в мелкие брызги, оседающие на лице, одежде, волосах.

Мелкие водопады называют "плачущими".

Зимой весь водопад замерзает, превращаясь в причудливые сказочные персонажи.

Пещера под "плачущим" водопадом, но к ней не подобраться из-за бурной реки Чегем.

Экскурсовод сказала, что есть два подъема, откуда можно полюбоваться водопадами: этот - безопасный, но до водопада далековато. И другой - у самого водопада, со скользкими, травмоопасными лестницами. Я решила оппробовать два подъема.

Но вначале нас повели в кафе, сказали, сделайте заказ, а потом идите осматривать водопады, через полчаса возвращайтесь, заказ ваш будет готов.
Полчаса для осмотра - маловато, но что делать...

Вначале выбрала безопасный подъем на гору Счастье.

Сейчас не в сезон, поэтому водопад был слабым. В сезон водопад становится очень мощным, из-за него река Чегем становится полноводной и легко может снести металлические ограждения.

Поднимаюсь к счастью навстречу.

Ленточки завязывают, чтобы еще раз вернуться сюда.

Вид на водопад "Девичья коса".

Себяшка.

Вот оно, счастье!

Дорога к лестнице к самому водопаду "Девичья коса".

За вход полагается платить 50 рублей. Спросила, почему вход к водопаду платный, ответили, что они сами лестницы ставили, поэтому мы фактически платим за лестницы... М-да...
Потом, когда ездила к Медовым водопадам, тоже платила за вход, но уже 60 рублей и они объясняли это экологическим сбором. В Медовых водопадах, хотя бы за счет этого сбора неплохо благоустроили место вокруг водопадов, поставили надежные лестницы, красивые мосты, бесплатный маленький зоопарк, где можно покормить зверюшек и птиц.

Лестницы очень разные: каменные, скользкие железные, шаткие железные, деревянные, земляные. Рекомендовалось обязательно держаться за перила, если они были в наличии.

Лестница закончилась, дальше подъем каменистый.

Который сменился обычной тропой.

Вот и поднялась к "Девичьей косе".

Стояла напротив нее несколько минут, пораженная ее мощью, красотой, обдаваемая брызгами от водопада.

Кафешки, рынок и дорога, откуда мы приехали. Если внимательно присмотреться, увидите на крышах кафешек покрышки. Они нужны для того, чтобы падающие камни не разрушили крышу.

Это самая высокая и полноводная из всех водопадов "Девичья коса". По легенде, Чегемские водопады, это волосы девушек-горянок, которые сбросились со скалы, чтобы не попасть в руки иноземных захватчиков, но они во время падения зацепились волосами за скалы и превратились в водопады.

Вода ледяная-ледяная, стоять под нею дольше нескольких секунд невозможно.

Вернулась в кафе, где получила, заказанные хычины с сыром. Очень полюбила их еще в Пятигорском кафе, поэтому старалась везде его заказывать с разной начинкой.

Поехали обратно, в Пятигорск.

Люблю мимоходом рассматривать частные домики, их дворы, фантазировать о планировке и обстановке внутри дома. Позже выпущу пост о Пятигорских дворах.

Очень крутая гора, с нее на дорогу в дождливую погоду часто скатываются камни.

Великолепные кипарисы вдали. Захотелось туда. Чего там, я бы вообще осталась тут жить.

Школа Верхнего Чегема.

Очень понравился этот домик с закрытой верандой. Справа сарай для скота.

В апреле в Верхнем Чегеме произошел сход селя, разделив деревню на две части. К счастью, домов рядом не было. Дорогу успели немного очистить, но не успели отремонтировать, ехали короткий отрезок дороги по ухабам.

Озеро Тамбукан. Известно своими целебными грязями.

Вот и вдали синеют родные Бештау и Машук.

Единственное, что не понравилось - быстрый режим экскурсии. Хотелось рассмотреть все, ощутить атмосферу горной местности. Поэтому я и там, как и везде плелась последней.
Tags: Кавказ, Фото, Чегемские водопады.

• Подпись

В банке уже не первый раз цепляются к подписи директора в чеке, и меня каждый раз разворачивают обратно переделывать чек, дескать, подпись не…

• Жалоба

На работе уволили охранника за прогулы. Расчет выплатили и отпустили с миром. Сегодня утром звонит женщина, представилась женой этого уволенного…

• Робот-пылесос

Мои друзья приобрели робот-пылесос, которым можно управлять с телефона, а настроить его не смогли. Попросили меня помочь, ну я и настроила, хотя…